Меры поддержки в области электроники


Планируемый Минпромторгом с 2026 года переход от прямых субсидий на льготные займы для производителей электроники является частью комплексной трансформации государственной поддержки отрасли, направленной на стимулирование реального производства в условиях ограниченных бюджетных ресурсов.

Вместо прямых субсидий на создание готовых изделий министерство планирует предоставлять компаниям «длинные льготные займы» через Фонд развития промышленности. По словам заместителя министра Василия Шпака, это ответ на потребность бизнеса не в безвозмездных средствах, а в доступных кредитных ресурсах. Такие займы должны помочь с постановкой продукции на производство, закупкой комплектующих и работой в условиях высокой ключевой ставки-1-4. ФРП уже предлагает целевые займы под 1–5% годовых на срок до 7 лет на проекты, связанные с разработкой новой продукции и импортозамещения.

Этот шаг происходит параллельно с другими инициативами:

– расширение налоговых льгот: Минпромторг обсуждает включение в список льготников (ставка налога на прибыль 8%) производителей мониторов, проекторов, принтеров и другого оборудования;

– введение технологического сбора: С 1 сентября 2026 года планируется взимать фиксированный сбор с импортеров и производителей электроники. Его цель — выравнивание условий конкуренции и формирование фонда для поддержки отечественной отрасли. Введение сбора вызывает сопротивление: Ассоциация российских разработчиков и производителей электроники просит освободить от него местных производителей на два года, опасаясь разорения из-за дефицита оборотных средств

По мнению эксперта кафедры менеджмента и управления персоналом Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Головиной Татьяны, представленные меры формируют новую модель поддержки, где стимулирование через льготные займы и налоговые преференции должно сочетаться с протекционизмом (технологический сбор). Теоретически это создает более рыночный и ответственный механизм, чем прямая раздача субсидий.

Однако успех этой политики зависит от реализации и учета текущих проблем отрасли:

узкий круг бенефициаров предлагаемых налоговых льгот может не оказать массового эффекта;

– технологический сбор, согласно мнению отдельных производителей, может ударить по российским компаниям, усиливая их финансовые трудности;

дефицит оборотных средств, на который жалуется отрасль, действительно может быть частично компенсирован льготными займами Фонда развития промышленности. Но их условия (требование банковских гарантий, проектный подход) могут быть доступны не для всех, особенно для небольших инновационных компаний.

Таким образом, объявленная трансформация выглядит как попытка системного, но более жесткого подхода к развитию электронной промышленности. Отказ от «пряника» в виде безвозвратных субсидий частично компенсируется «пряником» льготного кредитования, но сопровождается «кнутом» в виде нового сбора. Ключевыми станут детали: реальная доступность займов для малого и среднего бизнеса, гибкость в применении технологического сбора и способность мер стимулировать именно разработку и производство, а не простую локализацию сборки.

Комментариев пока нет.


Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Пользовательское соглашение

Опубликовать